При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться
выше описанному алгоритму, но и правильно определить собственную позицию
Мастера. Позиция Мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника,
помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в
освоении способов деятельности.
Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания.
Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными,
разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что
ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то,
чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они
проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство
деятельностью.
Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в
общении.
Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в
поиске знаний и способов деятельности.
Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса,
но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки
педагога, его самокоррекции.
Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый
стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное
развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю,
темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса,
не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них
несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов,
элементов учительского мастерства. Эта личностно-процессуальная, аффективная
инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она
передаётся путём примера, подражания через:
·
речь и
голос(тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
·
мимику, жест, управление
эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;
·
пантомимику (осанка,
умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);
·
умение
сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной
тренировкой, отсутствие скованности;
·
искусство
общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому
вниманию, эмпатия;
·
педагогическую
импровизацию:умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт,
управлять незапланированными ситуациями;
·
психологическую
зоркость,умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;
·
коммуникативную
культуру, умение вести диалог, дискуссию;
·
чувство
времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий