Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта
должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику
преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий,
которые направляют деятельности участников для решения поставленной
педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно
свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для
достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с
актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить
свои представления знаниями других участников.
В технологии проведения мастер-класса мы предлагаем использовать
определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.
Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде
последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от
содержания педагогической проблемы, но имеют и общепедагогическую часть,
определяемую общими способами деятельности.
Примерный алгоритм проведения
мастер-класса должен состоять из следующих компонентов: выделение проблемы – панель - объединение в
группы для решения проблемы – работа с материалом – представление
результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.
Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает
возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения
которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников
мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в
их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки
проблемы мастер-класса. Путь принятия
какого-либо решения – работа с предложенными материалами: текстом,
литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями,
схемами и т.д. Этот этап можно назвать «деконструкцией»: происходит превращение
материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой
информации. Затем последует «реконструкция» - создание своего текста, рисунка,
модели, схемы, закона, мира.
Итак, панель, слово Мастера, актуализирующее деятельность участников по
определению пути решения педагогической проблемы, работа с материалами — всё
это дает возможность подготовиться к представлению результатов работы.
Следующим шагом должно быть их обсуждение, а затем корректировка собственного
решения поставленной педагогической задачи с вариантами, предложенными
коллегами.
Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов
в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего
поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.
Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими
приёмами являются
·
индукция,
·
самоконструкция,
·
социоконструкция,
·
социализация,
·
афиширование,
·
разрыв,
·
творческое
конструирование знания,
·
рефлексия.
Индукция. Системообразующим
элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее
творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова,
предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в
чём-то загадочное и обязательно личностное.
Проблемная ситуация характеризует определённое психическое - вопросное
состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания,
которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или
условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум
исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное,
показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые
позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить
к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая
проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).
Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями,
которые он может вызвать у участников.
Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога
вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна
серия мотивационных приемов мастерских по формированию данной потребности. Существуют
и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в
самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном
контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать
все эти потребности, но приоритет отдаётся развитию потребности саморазвития.
Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направить действия на
создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что
эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы –
необходимое средство для стимулирования интереса.
Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения,
текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса -
групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться
стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп,
регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств
участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство
и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать
способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы,
пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения,
дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата
группой и есть социоконструкция.
Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление,
сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными
словами, социальную пробу, социализацию.
Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в
отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные
способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность
самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы
познания каждого педагога.
Афиширование – представление результатов деятельности
участников мастер-классаи Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и
др.) и ознакомление с ними.
Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия
слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым
обоснованием.
слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым
обоснованием.
Рефлексия — последний и обязательный этап — отражение
чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший
материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции
мастер-класса, для дальнейшей работы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий